Gench » 14 фев 2011, 13:57
ПРОГРАММА
Школьное экологическое образование
Экологический проект:
<Наши друзья - дождевые черви>
"Экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса - уникального средства сохранения и развития человечества и продолжение человеческой цивилизации... ".
Г. Ягодин, Л. Третьякова
Начиная с 90-х гг прошлого века в Российской Федерации в результате экономического кризиса резко снизился интерес к проблемам ухудшения состояния окружающей природной среды. Произошел спад экологического образования в общеобразовательных учреждениях различного уровня, в том числе и в школах Московской области.
Тема экологического образования подрастающего поколения приобретает в настоящее время важнейшее значение, т.к. Россия, как и все мировое сообщество, столкнулась с необходимостью осознания важности экологических проблем, без решения которых неизбежна экологическая катастрофа. Именно школа призвана обеспечить формирование у школьников экологически грамотного поведения.
О понимании значимости экологического образования свидетельствует перечень рекомендаций, принятых во время парламентских слушаний в Государственной Думе РФ 25 мая 2006 г. Среди них:
необходимость принятия закона "Об экологической культуре";
введение в Федеральный компонент Базисного
учебного плана общеобразовательной школы предмета "Экология и устойчивое развитие".
Концепция устойчивого развития, принятая в июне 1992 года на экологической конференции ООН в Рио-де-Жанейро, предполагает формирование новой культуры знаний и общения человека и природы, правильного взгляда на природу Земли и на роль человека в ней. Жить в соответствии с принципами устойчивого развития - значит передать потомкам такую землю, которую мы получили от отцов и дедов.
Поэтому экологическое образование является частью мировой стратегии в развитии общего образования, к реализации которого приступает и российская школа.
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Необходимо создание стройной системы экологического образования и воспитания, основанной на принципах непрерывности, межпредметности, интегративности, единства теории и практики.
В настоящее время школьного педагога необходимо вооружить не только содержанием, но современными технологиями.
Современные дети очень занятой народ. Изобилие различной информации обрушивается на них в школе и дома, различные компьютерные и телевизионные программы не дают в большинстве случаев увидеть окружающий мир. Насыщенность школьной программы по биологии и химии также не позволяет рассматривать многие проблемы более подробно и обстоятельно. Курс экологии в нашей школе вообще не проводится. Поэтому необходима внеклассная работа по изучению окружающей среды, которая проводится в рамках эколого-краеведческого кружка.
Наш экологический проект называется: <Наши друзья - дождевые черви>.
Все знают дождевых червей, которые после дождя выползают на поверхность земли. Для школьников и студентов он более знаком как организм для изучения его анатомического строения; для рыбаков - это наживка для ловли рыбы; а для обычного человека - это просто <ещё одно божье создание>. На самом деле, дождевые черви - это "живые биофабрики" почвенного плодородия.
Дождевые черви, вероятно, самые важные почвенные организмы и играют ключевую роль в разложении органического вещества, в создании плодородного почвенного слоя и кругообороте питательных веществ в экосистемах. Еще великий греческий философ древности Аристотель называл их <кишечниками земли>, а великий биолог XIX столетия Чарльз Дарвин, 200-летие со дня рождения которого отмечало в 2009 году все человечество, более 40 лет наблюдал за жизнью дождевых червей, изучал их влияние на образование гумуса и транспорт почвы. Он назвал их <Необъявленными солдатами человечества>.
Актуальность исследований состоит в том, что специфические свойства органосодержащих отходов позволяют более полно и эффективнее утилизировать ихс помощью технологии вермикомпостирования, используя дождевых червей. Этот биотехнологический метод переработки органических веществ является наиболее экологически безопасным и экологически дружественным. Эта технология широко используется во многих странах с целью получения из низко ценных органических отходов двух видов высокоценных хозяйственно полезных продуктов: высокогумусированного органического удобрения (вермикомпоста или биогумуса) и белково-витаминной кормовой добавки из биомассы дождевых червей.
Система вермикомпостирования с использованием, так называемых вермиконтейнеров, широко используется для переработки кухонных и садовых отходов. Преимущества этой системы:
- доступность, так как можно использовать вермикомпостеры различного дизайна и размера - от простого деревянного или пластикового ящика до многоярусного контейнера;
- перерабатываются значительные количества органических отходов на месте (дома, в саду), которые необходимо отправлять на свалки;
- устраняется запах от пищевых отходов.
Эти системы полезно использовать в школьных проектах для экологического образования и воспитания детей.
Одним из примеров успешного использования технологии вермикомпостирования является опыт по переработке пищевых отходов в трех школах г. Бирмиргема (Великобритания) по программе Технологического инновационного центра. Пищевые отходы школьных завтраков и обедов предварительно обрабатываются препаратом эффективных микроорганизмов для ускорения процессов компостирования, а затем дождевыми червями в вермиконтейнерах. Эта работа выполняется уже в течение нескольких лет самими школьниками под руководством учителей и студентов, поддерживается Агентством по Защите окружающей среды и государственной ветеринарной службой Великобритании. Технология вермикомпостирования и вермикультура были представлены компанией Bubble House Worm Farming Enterprises. Целью этой программы являлось вовлечь детей, родителей и школьный персонал в этот образовательный и воспитательный проект.
В нашей стране в последнее время нечто подобное осуществляется в некоторых российских школах в гг Пущино-на-Оке, Апатиты, Владимир и Ковров.
В настоящее время в различных зарубежных странах домовладельцами, владельцами квартир и садоводами широко используются системы вермикомпостирования в небольших масштабах для переработки и избавления от домашних и садовых отходов. Это обусловлено, прежде всего, тем, что некоторыми фирмами таких стран как США, Канада и Австралия производятся и продаются специальные устройства - вермикомпостеры - для вермикомпостирования на приусадебных участках и в домашних условиях. Более того, использование гражданами таких домашних систем вермикомпостирования поощряется муниципальными властями, так как переработка садовых, кухонных (пищевых) и других домашних отходов на месте их образования снижает количество вывозимого бытового мусора на полигоны и свалки.
Наиболее известным и популярным производителем и продавцом такого оборудования является австралийская компания Tumbleweed, которая разработала несколько типов устройств, которые можно использовать и в условиях загородного сада, и в домашних условиях.
Российская компания ООО "МФК Точка Опоры" поставляет такие вермикомпостеров для российских садоводов и огородников в рамках ЭКО-проекта WORMCAFE.RU. Кроме того, она готова поставить такие устройства в школы г.Москвы с целью пропагандирования этой технологии рециклинга органических отходов и экологического воспитания школьников и их родителей. Используя такие вермикомпостеры можно просто утилизировать пищевые отходы, образующиеся в школе, а также другие отходы, например, опавшие листья, и получать высококачественное органическое удобрение - вермикомпост, который можно использовать для выращивания растений в школе.
Вермикомпостеры компании Tumbleweed удобны и просты в эксплуатации, их можно расположить внутри школьного помещения и вне его.
Предлагаемая нами экологическая программа "Наши друзья - дождевые черви" призвана помочь школьникам сделать правильный выбор научно-обоснованных решений по утилизации органических отходов с помощью вермикультуры, получению экологически чистых органических удобрений и их применению для экологического земледелия и представляет возможность их личного участия в восстановлении плодородия почв своих школьных и приусадебных участков.
Главная цель программы - воспитание экологической культуры подростков на основе теоретических знаний, наблюдений и практических действий. Программа нацелена на решение следующих задач:
- содействовать становлению у школьников знаний о способах создания системы экологического земледелия;
- формировать экологический способ мышления, мотивы экологической деятельности перехода на биологическое (органическое) земледелие;
- выращивать на землях, удобренных веримикомпостом и вермикомпостным <чаем>, более высокие урожаи экологически чистой сельскохозяйственной продукции.
Содержание и структура программы построены в соответствии с логикой экологического воспитания. Программа рассчитана на ХХ часов (2 часа в неделю) и включает в себя следующие разделы:
биология и экология дождевых червей и их исключительная роль в почвообразовании;
вермикультура и разведение дождевых червей;
производство вермикомпоста и вермикомпостного <чая> из органических отходов;
практическое применение вермикомпоста и вермикомпостного <чая> при выращивании различных растений.
Очень важным аспектом экологического воспитания школьников и их интеллектуального развития является проведение ими под руководством педагогов и приглашенных специалистов-биотехнологов ряда научно-исследовательских работ:
1. Выяснение роли дождевых червей в почвообразовательном процессе.
2. Влияние дождевых червей на рост и развитие растений.
3. Влияние вермикомпоста и вермикомпостного <чая> на рост и обильность цветения школьных растений.
Таким образом, школьники под руководством педагогов и специалистов-биотехнологов смогут использовать технологии вермикомпостирования для переработки самых различных органосодержащих отходов, получать высококачественные органические удобрения, почвоулучшители, а также жидкие биопрепараты на основе вермикомпостов. Прежде всего, это позволит сокращать объемы органических пищевых отбросов, вместо того, чтобы их отправлять на свалки. Более того, из таких отходов возможно получать хозяйственно ценные продукты для школьных садов и огородов и не тратить деньги на минеральные удобрения и различные агрохимикаты. Но самое главное это то, что, используя собственные органические удобрения, почвоулучшители и биопрепараты, сможете получить на вашем пришкольном садовом участке плодородный черноземный слой земли, на котором возможно будет выращивать полезную, вкусную и ароматную растительную продукцию: <биофрукты> и <биоовощи>. Дождевых червей можно будет использовать
для прикорма школьных животных в живом уголке, а также для продажи в зоомагазины и магазины, которые их будут продавать рыбакам как живую приманку.
И можно сказать, что современные вермитехнологии необходимо повсеместно пропагандировать и внедрять в нашей стране, так как - это здоровье почвы и растений, а, в конечном счете, и здоровье человека!